Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Страница психолога

Шестой школьный день с учащимися 5х-7х классов. "Экскурс в мир профессий".

 

Почему подростки становятся «трудными»?

Почему подростки становятся «трудными» и что с этим делать?

Подростковый возраст начинается с полового созревания в 11-12 лет и длится примерно до 18 лет. Это время поиска себя и новых друзей. Родители уходят на второй план, появляются новые авторитеты вне семьи: популярные одноклассники, блогеры, певцы.

Противоречия, о которых ребёнок раньше никогда не говорил, на этом этапе, как правило, выходят наружу. Например, если он рос среди ссор и разлада в семье, то с большой долей вероятности в подростковом возрасте начнёт конфликтовать с родителями.

Подростка в этот период можно сравнить с куколкой, из которой должна появиться бабочка. Он становится очень ранимым, и ему, чтобы пережить эту удивительную перемену, нужна поддержка мамы и папы.

  1. Может подростковый возраст пройти без кризиса и бунта?

Есть семьи, в которых обходится без ссор и кризиса. Такое бывает, когда в семье всегда были уважительное отношение как между родителями, так и по отношению к детям. Если с рождения и до 5-7 лет у ребёнка не было нарушений в развитии и разлада в детско-родительских отношениях, тогда подросток воспринимает семью как безопасное место, убежище от тревог внешнего мира.

  1. Хулиганы вырастают только в асоциальных семьях?

В группу риска развития девиантного поведения (это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм) входят в первую очередь дети из неблагополучных семей. Так, по данным статистики, на первом месте среди факторов срыва у подростков находится тяжёлое материальное положение в семье, на втором - развод родителей и алкоголизм, на третьем - отсутствие эмоционального контакта с матерью в связи с её болезнью и смертью, унижение со стороны матери в раннем возрасте.

Однако, социальный статус, образование и доход родителей не защищают от развития девиантного поведения у подростка. Во внешне неблагополучных семьях также встречаются нарушения в детско-родительских отношениях. А вот когда в семье комфортно, у подростка не уходит энергия на противостояние семейным конфликтам, он может посвятить своё время учёбе, друзьям, секциям и кружкам.

  1. Кража денег - это тоже проявление подросткового возраста?

Кризис подросткового возраста характеризуется импульсивным, протестным поведением. Например, агрессией к другим или потенциально опасными для него самого занятиями: лазанием по крышам, употреблением психоактивных веществ, катанием зацепом на электричках, побегами из дома, самоповреждениями (татуировки, порезы), воровством.

Воровство говорит о внутренних проблемах у ребёнка и об отсутствии доверительных отношений в семье. Обычно оно начинает проявляться в возрасте 7 лет, а затем, при углубляющихся неблагоприятных внешних и внутренних факторах, превращается из вроде бы невинной шалости в навязчивое поведение, с которым подросток не может самостоятельно справиться.

Воровство-это «крик о помощи» подростка, который родители должны самостоятельно услышать, и обратиться за помощью к специалисту.

  1. Жестокие подростки - виноваты родители?

Сейчас много говорят о подростковой жестокости. Важно понимать, что ни один ребёнок не рождается садистом. Агрессия у подростка-это зачастую ответная реакция на унижение, пренебрежение, жестокое обращение, порой даже насилие в его собственной семье. Из-за всего этого подросток видит внешний мир и окружающих искажённо. Если в семье есть насилие, то подросток будет вести себя агрессивно и в обществе.

  1. Почему у некурящих родителей начинает курить ребёнок?

Курение-это подражание взрослым, фантазия, что ты с сигаретой автоматически тоже станешь взрослым. А если посмотреть глубже на внутренние причины курения, то ими являются конфликты, переживания, страхи, тревоги, с которыми подросток не может справиться самостоятельно. И тогда курение становится средством самоуспокоения.

  1. Как отложить возраст вступления в половые отношения хотя бы до института?

Сегодня половое созревание у подростков начинается раньше, чем это было в прошлом столетии, но психологическая зрелость абсолютно не соответствует физическому развитию, а она наступает не раньше 18-20 лет.

Ранние сексуальные отношения у подростков - это не зрелые сексуальные отношения, а поиск безусловной любви, такой, которой любит мать своего ребёнка. Они говорят о нехватке любви и доверия в семье. Только доверительные отношения в семье, когда ребёнку не надо искать любовь во вне, позволяют отсрочить начало сексуальной жизни.

  1. Как понять, что ребёнок любит меня, а не ненавидит?

Исходите из того, что ребёнок любит своих родителей, ведь любить - это базовая потребность. Но сейчас он переживает переломный момент, ему необходимо отделяться, чтобы жить своею жизнью.

Это совсем не значит, что мама и папа не нужны. Наоборот, в этот период родители ему необходимы, также, как годовалому малышу, когда он учился ходить. Только теперь они не держат за руку, а просто находятся рядом и дают возможность делать свой выбор, дают право на ошибку.

Порой кажется, что взаимопонимание не возможно. Продолжайте верить своему ребёнку. И если что-то очень больно ранит в его поведении, задумайтесь, почему так происходит. Подростки - это дети, и их нужно просто любить и принимать их такими, как они есть, быть на их стороне, а не читать мораль и отстраняться.

Суицид у детей и подростков

 

«Жизнь - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут»

ЛАБЬЮИР

По данным Всемирной Организации Здравоохранения во всем мире ежегодно происходит около 1 млн. суицидов, среди них по данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 3000 детей и подростков возрасте от 5 до 19 лет и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

У 30% лиц в возрасте 14–24 лет бывают суицидальные мысли. Суицид является «убийцей № 2» молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет. «Убийцей №1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, отравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Продолжение читать  - ЗДЕСЬ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Неделя психологии

С 11 по 16 сентября в рамках месячника профилактики суицида прошла Неделя психологии.

Цель данной акции: создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего укреплению психического здоровья, прогнозированию и предотвращению кризисных ситуаций среди учащихся, их родителей и педагогов.

Каждый день имел своё название в соответствии с проводимым мероприятием и способствовал повышению позитивного настроя, улучшению качества межличностного взаимодействия несовершеннолетних.

Понедельник - «День ярких красок». Дети пятых классов приняли активное участие. Они учились выражать свои чувства. Отвечали на такие вопросы: как мы можем улучшить своё настроение? Хорошо подготовиться к уроку. Можем обнять, поддержать друг друга. Подарить улыбку тому, кому грустно.

 

  

Вторник прошёл ещё веселее под девизом «Давайте дарить друг другу комплименты».

Дети активно включились в процесс. Работали почтальоны и разносили письма с пожеланиями в адрес учителей, учащихся. У всех было хорошее настроение. Детям понравилось писать пожелания, проявлять творчество и инициативу, и даже преодолевать страхи, заходя в кабинет директора.

 

 

В среду прошла выставка коллажей "Мой класс-мой дом". Дети с интересом рассматривали фотографии, узнавали себя и своих сверстников.

  

В четверг было интервью с психологом. Обучающимся предложили подготовить вопросы педагогу-психологу и задать их лично на переменах или письменно с обратными реквизитами.

  

Пятница прошла под девизом «Самый лучший день - сегодня»

Ответственные дежурные на переменах разносили шкатулку «Ларец предсказаний» с добрыми позитивными предсказаниями, пожеланиями, цитатами известных людей.

  

Акция позволила поближе познакомиться с детьми, узнать их личностные особенности, интересы, творческий потенциал, наладить тесное сотрудничество с педагогами.

Психологическая компетентность педагогических работников учреждения образования в сфере профилактики стрессовых состояний

31.03.2023 в государственном учреждении образования прошёл практикум с педагогами на тему: " Психологическая компетентность педагогических работников учреждений образования в сфере профилактики стрессовых состояний"
Цель практикума: совершенствование профессиональных компетенций специалистов и педагогов учреждений образования в вопросах профилактики стрессовых состояний, создания благоприятного психологического климата в учреждениях образования.

Профилактика игровой зависимости и вовлечение несовершеннолетних в азартные игры.

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.
Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.
В учреждении образования проводится работа по профилактике игровой зависимости и вовлечение несовершеннолетних в азартные игры.
Педагогом социальным и педагогом-психологом проведена разъяснительная работа о негативных проявлениях и последствиях игровой зависимости, а также проведена диагностическая работа по изучению подверженности игровой зависимости несовершеннолетних обучающихся, беседы, наблюдение.

Неделя психологии

С 12 по 17 сентября в государственном учреждении образования прошла акция "Неделя психологии". В акции приняли участие педагоги и учащиеся. Каждый день имел свое название. Мероприятия проводились на переменах и были направлены на поддержание позитивной, доброжелательной атмосферы в учреждении образования.
В фойе стоял ящик добрый слов , в который можно было опустить письма с тёплыми словами и словами благодарности любому человеку.
14.09.22 прошёл конкурс коллажей, в котором учащиеся приняли активное участие. Также ребятам было предложено подготовить вопросы педагогу-психологу и задать их на переменах или письменно.
16.09.22 перед началом учебных занятий педагогам учреждения образования предлагалось достать записку с предсказаниями, пожеланиями из " Ларца предсказаний".


С 4 по 8 апреля 2022 года проводится профилактическая акция "Дом без насилия".

Цель акции вовлечение широких слоев населения в оказание помощи и содействие государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам ассоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений .

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответсвующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Помните, насилие - порождает насилие! Ребёнок выращенный в грубости и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

- Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами 4 заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

  

Тренинг: "Психологическая компетентность педагогических работников в учреждениях общего среднего образования в сфере профилактики суицидального поведения у обучающихся"

Знакомство педагогических работников с теоретическими  основами и основными понятиями суицидального поведения учащихся

Упражнение " Линия риска"
Развитие умения участников оценивать суицидальный рискУчастники обсуждают предложенные суждения о самоубийствах и высказывают свою точку зрения

В завершение тренинга педагог-психолог раздала памятки педагогам, как действовать в кризисной ситуации


ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

 

Профилактические видеоролики «Сделай правильный выбор!», «Думал, никогда не попадусь…..» 


Акция «Неделя психологии»

   Ежегодно в сентябре проходит месячник профилактики суицида, цель   профилактической работы создание в учреждении образования благоприятного психологического микроклимата, способствующего укреплению психического здоровья, повышению психологической культуры, прогнозированию и предотвращению кризисных ситуаций среди учащихся, их родителей и педагогов.

  В рамках осуществления данной цели педагогом-психологом государственного учреждения образования «Средней школа №1 г.п. Хотимска» была проведена следующая работа согласно плану месячника по профилактике суицидального поведения учащихся: беседа с учащимися  IX классов «Ценность жизни человека», классный час для учащихся «А без друзей на свете трудно жить…»  IV VI классах, занятие  «Как обрести уверенность в себе»» в VI классах.

Насыщено прошла акция «Неделя психологии»

Понедельник: «День ярких красок»

Занятие в I классе «От улыбки станет всем светлей»

        

Занятие во вторых классах «День ярких красок»

Занятие с элементами тренинга в IX «Б» классе «Мои ресурсы».

Вторник: «Давайте говорить друг другу комплименты» все участники образовательного процесса говорили друг другу приятные слова, в общении использовали вежливое обращение.

Прошел тренинг на сплочение в X классе, который начался с комплиментов друг другу.

  

Среда: конкурс фото-коллажей: «Мы дружны», «Мой класс – мой дом»

  

Оформлена выставка коллажей на стенде в фойе школы.

Четверг: Интервью с психологом.

Учащиеся смогли задать свои вопросы педагогу – психологу.

Пятница: «Самый лучший день»

Перед началом занятий было предложено педагогам и обучающимся достать записку с предсказаниями, пожеланиями.

    

  

 


Как научить ребенка понимать и контролировать свои эмоции

Инструкция для родителей

Хорошо развитый эмоциональный интеллект гораздо больше влияет на эффективность в социальных отношениях, дает возможность правильно и быстро оценить разные жизненные ситуации и принимать верные решения.

Когда мы говорим про эмоциональный интеллект, то подразумеваем способность распознавать свои эмоции. Важно открывать ребенку богатый мир эмоций. Прелесть эмоциональных реакций в их универсальности, люди любой расы одинаково испытывают счастье, удивление, злость. Вы можете начать развивать эмоциональный интеллект, наблюдая за эмоциями других людей, для этого необходимо обращать внимание на мимику, интонации, положения тела, наблюдайте сами и учите ребенка обращать внимание, что происходить с другим человеком. Признайте важность переживаний ребенка. Возможно потеря любимого плюшевого мишки кажется вам мелкой неприятностью, а для ребенка это был его лучший друг, раз он плачет – значит, случившееся слез заслуживает. Ребенку важно погоревать о потере. Обнимите его и дайте выплакаться. Слезы скоро высохнут сами, а ребенок получит опыт здорового проживания потери и обид, сможет в дальнейшем запрашивать поддержку близких и рассчитывать на вас в трудные моменты жизни. И сааме главное – дайте понять, что его чувства уместны и имеют право на существование.

Важно, чтобы внутри себя ребенок понимал свои чувства. С ребенком можно играть в игру «Изобрази эмоцию». Можно изобразить разъяренную кошку, а не просто кошку. Если вы заметили, что ваш ребенок знает базовые эмоции – здорово, далее важно обучать оттенкам эмоций. Если есть эмоция злость, то оттенок – недовольство, раздражение, гнев, сердитость, негодование.

Чтобы ребенок умел в разных ситуациях, даже стрессовых, говорить о том, что с ним происходит, важно постепенно учить его осознавать свои эмоции, умел словами описать случившуюся ситуацию, тогда не придется пускать в ход кулаки, убегать или дрожать во время экзамена. Когда мы говорим о том, что вызвало переживание, советуемся с родителями, ищем решения, то накал эмоций снижается и это позволяет социально приемлемым способом выразить переживания.

Важно понимать, что каждая эмоция полезна и помогает нам и нашему ребенку. Эмоция помогает мгновенно проанализировать ситуацию и действовать в нужном направлении. Например, зачем нужно отвращение? Это очень неприятное чувство, отвращение тесно связано с развитием мышления, мы называем отвратительным то, о чем точно знаем, что оно отвратительно. Например, если маленькому ребенку дать сок и засунуть туда муху, то ребенок в 2,5-3 года выпьет сок, 4-х летний ребенок достанет муху, выкинет, выпьет сок. А ужу ребенок более старшего возраста, достав муху , будет понимать, что сок испорчен, что муха там что-то оставила. Это происходит с развитием интеллекта, появляются причинно–следственные связи. При этом в головном мозге есть центр отвращения, который непосредственно связан с нашим желудком, и это вызывает тошноту. Итак, для чего нужно отвращение? От чего оно нас защитит? От отравления. Каждая эмоция необходима и полезна. Нет плохих или хороших, есть то как мы их выражаем, или предъявляем миру и как мы их понимаем, и используем знания о мире чувств. 

Семья формирует базовое доверие ребенка к миру. Хорошо было бы, если бы в семье была атмосфера безопасности, принятия ребенка, и родители несли ему посыл: ты хороший и мир вокруг хороший. Это формирует самооценку ребенка, его уверенность и позитивный взгляд на будущее. Оптимистичность – это показатель хорошо развитого эмоционального интеллекта.  Мы родители тоже влияем на отношение ребенка к миру и людям, если мы недовольны собой, окружением и работой, то ребенок считывает наши взаимоотношения с миром и невольно подражает. Важно самим начать радоваться, верить в лучшее, позитивно мыслить.

 


Акция "Синяя лента"

В рамках акции "Синяя лента апреля" педагог-психолог провёл занятие с учащимися 8 классов "Как противостоять насилию".

С учащимися 9 классов Савченко Л.Д. провела занятие "Детство без насилия".

  


  • Если Вы чувствуете беспокойство, страх;
  • если Вы не уверены в себе, чувствуете себя беспомощным перед жизненными трудностями;
  • если у Вас не складываются отношения с окружающими, вы чувствуете себя одиноким;
  • если Вы подвергаетесь физическому или психологическому насилию со стороны других людей;
  • если рядом нет человека, с которым Вы можете поделиться своими проблемами и попросить о помощи.

Не отчаивайтесь! Выход есть!

Вы не останетесь один на один со своими проблемами, если позвоните по любому «телефону доверия».
 80224779102  и ты получишь бесплатную помощь специалистов:

психолога каждую пятницу с 7.30 до 19.30.

Оказание экстренной психологической помощи населению

Могилевская область - 8 0222 71 11 61 - круглосуточно.

Республиканская детская телефонная линия - 8 801 100 16 11 - круглосуточно.

ГРАФИК приема несовершеннолетних и их законных представителей в регионах республики,

в том числе выездных, сформированный по поступившим предложениям

членов Национальной комиссии по правам ребенка (первый квартал 2021 г.)


Занятие "Профессии, группы профессий, престиж"

Цель: изучить классификации профессий, что такое престиж профессии.

   

Занятие в 5 классе "Добро против насилия"

Цель: повысить уровень знаний учащихся о проблеме насилия, его негативных последствиях.

     

   


О проведении акции 

«Хотимск против наркотиков»

 

В рамках проведения на территории Хотимского района  областной антинаркотической межведомственной акции «Вместе против наркотиков» в марте текущего года на базе ГУО «Средняя школа №1 г.п. Хотимска» состоялась  акция «Хотимск против наркотиков».

Акция организована УЗ «Хотимский районный центр гигиены и эпидемиологии» во взаимодействии с отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи Хотимского райисполкома.

Мероприятия акции проводились среди учащихся 8 «А» и 10 классов.

В ходе проведения акции специалист центра гигиены и эпидемиологии рассказала ребятам о вреде наркомании и негативных последствиях употребления наркотиков, в том числе о воздействии наркотиков на здоровье человека.

Внимание ребят  было направлено на отказ от саморазрушающего поведения человека, на ведение здорового образа жизни как одной из мер профилактики наркомании.

В конце проведения акции был проведен опрос учащихся на тему: «Сделай свой выбор: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ» или  «НАРКОТИКИ»?». Все ребята, участвующие в опросе, ответили - «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ БЕЗ НАРКОТИКОВ». Среди учащихся распространены памятки «Осторожно наркотик! Памятка подростку» и «Умей сказать «Нет!», разработанные УЗ «Хотимский райЦГЭ».

Также среди учащихся  учреждения образования проведен флеш-моб «Хотимск против наркотиков»,  по  профилактике наркомании проведено онлайн - родительское собрание.

Фельдшер-валеолог

УЗ «Хотимский райЦГЭ»

Татьяна Андрющенко

   

   

   

 



Занятие с учащимися 8 класса " Здоровье как ценность. Влияние наркотических веществ на здоровье человека".

Цель: актуализация ценности здоровья как необходимого условия активной и интересной жизни человека.

    

  


 «Наркотики – жизнь или смерть?»

Во многих странах мира проблема наркомании стоит очень остро. Все больше людей, пытаясь убежать от реальности, использую различные наркотики. Воздействуя на определенные участки коры головного мозга, наркотики вызывают ощущение эйфории, повышение кровяного давления, уменьшают потребность в еде и сне.

С давних пор отмечались последствия употребления наркотиков: адская зависимость от героина, риск передозировки, опасность при вождении машины в состоянии опьянения, умственная деградация человека, долгое время употребляющего наркотические вещества, риск заболевания раком и т. д.

И, тем не менее, люди продолжают употреблять психотропные средства.   Табак, кофе, алкоголь – несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в обществе. Однако широко используются (хотя и нелегально) также марихуана, гашиш, ЛСД, мескалин, кокаин и даже героин.

О каком бы веществе такого рода не шла речь, все они, воздействуя на головной мозг, либо ускоряют передачу сенсорных сигналов, либо блокируют их, или видоизменяют, либо мешают некоторым нервным центрам нормально выполнять свою функцию. Теперь известно, что эти отрицательные эффекты обусловлены их влиянием на нейромедиаторы – вещества, ответственные за передачу сигналов от одного нейрона к другому.

Одни психотропные агенты фактически способны заменять нейромедиаторы, вызывая более значительные или просто качественно иные эффекты; другие блокируют выделение медиаторов, а третьи, наоборот, ускоряют или настолько изменяют передачу сигналов, что мозг вскоре утрачивает способность их анализировать.

Многократное употребление наркотиков чаще всего обусловливает привыкание к нему. (Что касается токсикомании, то она связана с хроническим или периодическим отравлением, влияние которого на организм очень значительно.)

Нужно отличать физическую зависимость от психологической. В обоих случаях существует потребность в данном веществе, когда отмечается физическая зависимость, функционирование нейромедиаторов изменяется так, что организм не может больше обходиться без наркотиков. Если прекратить его введение, то может возникнуть синдром абстиненции, иногда со смертельным исходом.

Психологическая зависимость выражается в стремлении употреблять наркотик ради мнимого удовольствия или чувства удовлетворения. При лишении наркотика также может возникнуть синдром абстиненции аффективного происхождения. Становится понятным как трудно отделаться от этой вредной для здоровья привычки.

Амфетамины

Амфетамины – сильные возбуждающие средства. Их действие состоит в значительном повышении концентрации норадреналина, в освобождении которого они способствуют, одновременно замедляя его инактивацию. Таким образом, они увеличивают состояние общего возбуждения, что может привести к упадку сил. Употребление амфетаминов в первое время создаёт ощущение физического благополучия, человек чувствует себя в форме, он уверен в себе. Внутривенная инъекция амфетамина в большой дозе тотчас же вызывает у токсикоманов вспышку острого наслаждения. Затем наступает состояние интеллектуальной экзальтации, непреодолимое желание говорить, творить. Длительное употребление амфетаминов часто приводить к психическим проявлениям параноидного типа: человек вскоре начинает чувствовать себя затравленным, и малейшее движение другого человека может быть воспринято как угроза. Бредовые идеи сопровождаются слуховыми галлюцинациями.

Кокаин

Кокаин получают из листьев южно-американского кустарника коки. Он имеет вид белого порошка («снега»), который используют введением через нос или посредством инъекций.

Кокаин – прежде всего возбуждающее средство. Однако, вызываемая им эйфория, достигающая иногда очень высокой интенсивности, заставляет относить его и к наркотическим средствам.

Человек, находящийся под воздействием кокаина, чувствует себя сильным и деятельным, он ясно видит жизненную перспективу, ощущает избыток сил, уверен в себе. Но такое состояние быстро сменяется беспокойством, а иногда и неприятными слуховыми галлюцинациями. Хотя физическая зависимость от кокаина наступает лишь спустя долгое время. У кокаинистов, стремящихся получить первоначальное удовольствие, очень скоро создается значительная психологическая зависимость.

Барбитураты и транквилизаторы

Имеется более 2 тысяч разновидностей барбитуратов, употребляемых в основном как снотворные средства. Они, однако, могут сильно различаться по своему действию.

При отравлении небольшими дозами барбитуратов возникают симптомы, сходные с симптомами алкогольного опьянения. В больших дозах они вызывают кому, глубина которой зависит от дозы введенного препарата. Половину попыток самоубийства составляют острые отравления барбитуратами, и около 10 % жертв больше не просыпаются. В случаях токсикомании возможны различные последствия: от ухудшения памяти и способности к суждению до ослабления умственной деятельности и интереса к работе или событиями текущей жизни. Наблюдается также потеря контроля над эмоциями, что приводит к переходам от безмятежного оптимизма к самой глубокой безнадежности. Большинство психотропных веществ нарушают парадоксальный сон, а нейро-депрессанты, по-видимому, подавляют его почти полностью. Поэтому алкоголик и барбитуратоман вначале периода воздержания будет проводить почти все свое время сна в парадоксальной фазе: мозг как бы старается компенсировать предшествующий недостаток парадоксального сна, играющего важную роль в восстановлении жизненных функций. Что касается транквилизаторов, или успокаивающих средств, то они уменьшают беспокойство, блокируя избыточный поток сигналов. Однако длительное употребление даже таких слабых транквилизаторов, как, например, валиум или либриум, очень часто приводят к привыканию организма, что может вызвать физическую и психологическую зависимость.

Опиаты

С давних времен людям известна способность некоторых растений и добываемых из них продуктов приводить человека в состояние «невесомости», необыкновенной эйфории и пребывания как бы вне времени и вне пространства. Одно из таких растений – мак, из которого добывают опиум и его производные. Родина мака – Азия.

Жан Кокто писал: «Все, чем мы занимаемся в жизни, даже любовью, мы делаем, находясь в скором поезде, который несется к смерти. Курить опиум – все равно, что выпрыгивать из поезда на полном ходу…»

Цена чудесного ощущения, вызываемого опиатами, к сожалению, огромная: употребление таких наркотиков быстро приводит как к физической, так и психологической зависимостям, из-за которых приходится увеличивать дозу.

Собственно «наркотиками» в узком смысле этого слова называют именно опиаты.

Морфин наряду с кодеином – активный компонент опиума. Его сразу же стали использовать в медицине как болеутоляющее средство. Теперь известно, что морфий действует на головной мозг, блокируя передачу сигналов, направляющихся к центру боли, и в то же время активирует нервные пути, участвующие в возбуждении центров удовольствия.

В мозгу в небольших количествах содержатся вещества, сходные по действию с морфином – эндорфины. Но они действуют гораздо медленнее, чем морфин. Когда морфин вводят в больших дозах, он блокирует выработку эндорфинов, а это приводит к возникновению зависимости от опиатов.

В конце XIX в. было открыто производство морфина, способное, как полагали, не вызывать зависимость от наркотиков. За такую «героическую» роль оно получило название героина. Введенный внутривенно, героин вызывает сначала вспышку острого глубокого ощущения полного блаженства, которое делится самое большое 10 секунд. И затем сменяется чувством благополучия.

Разделы сайта